В чем состоит психологическая готовность ребенка к школе Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхожде­нию в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправ­ленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели. Психологическая готовность к школьному обучению предполага­ет многокомпонентное образование. Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т. е. иметь моти­вацию к обучению. Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная пози­ция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстника­ми, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. В-третьих, ребенок должен был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний. И, пожалуй, самое главное: у него должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овла­дения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом. Затруднить процесс обучения в школе может не только слабое интеллектуальное развитие ребенка, но и, как это ни странно, очень хорошее развитие; и даже одаренность ребенка может вызывать значительные трудности, прежде всего относящиеся к области социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными воз­можностями развития и способностями к познанию. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы уверенным в своих силах, учение будет для него не тяжелой обязан­ностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по по­воду его успеваемости. Повысить эффективность ваших усилий помогут следующие ре­комендации: 1. Старайтесь заниматься с ребенком так, чтобы он не скучал во вре­мя занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Инте­рес — лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовле­творение от интеллектуальных занятий. 2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ре­бенка определяется временем и практикой. Если какое-то упраж­нение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее
или предложите ребенку более легкий вариант задания. 3. Не проявляйте излишнюю тревогу по поводу недостаточных ус­пехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регрес­са вашего ребенка. 4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, выхо­дящие за пределы его интеллектуальных возможностей. 5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка вы­полнять упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен.
Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и уве­личивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой
отрезок времени. Предоставьте ребенку возможность иногда за­ниматься тем делом, которое ему нравится. 6. Используйте игровую форму занятий, поскольку дети дошколь­ного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные задания. 7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и кол­лективизма, научите его дружить с другими детьми ми успехи и неудачи — все это ему пригодится в социально слож­ной атмосфере общеобразовательной школы. 8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Нико­гда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах, высокую само­оценку. И самое главное: постарайтесь не воспринимать занятия с ребен­ком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от про­цесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!